Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

Александр Устюгов – "мент" без диплома

Журнал "7 дней", 13.02.2006 г.


К пробам в сериал «Ментовские войны» Александр Устюгов отнесся легкомысленно – просто пробежал текст глазами. А когда надо было заполнять паузы словами, Саша дополнил речь своего героя майора Шилова подходящими к ситуации крылатыми фразами муровца Глеба Жеглова.
Отсебятина, которую нес Устюгов на пробах к «Ментовским войнам», произвела неизгладимое впечатление на продюсеров. И с тех пор московский артист живет на два города – съемки проходят в Питере.

Если на кастинге актер схалтурил, то к самой роли отнесся со всей серьезностью. Он много раз приходил в уголовный розыск, чтобы понаблюдать за работой милиционеров, а образ «списывал» главным образом со сценариста картины Максима Есаулова, настоящего полковника Угро. В результате киношного майора Шилова реальные «менты» приняли как родного: встречая Устюгова на улице, отдают теперь «коллеге» честь. Александру его персонаж тоже нравится. Вот только по сценарию его майор в своей опасной службе обходится без всяких трюков. А Устюгову, поклоннику Джеки Чана, так хочется совершить перед камерой нечто эффектно-героическое. Но режиссер сериала оберегает актеров от неоправданного риска. Впрочем, риск в кино – дело непредсказуемое. Когда Устюгов снимался в «Адъютантах любви», ему предстоял несложный эпизод на лошади. Репетиции прошли нормально. Но когда началась съемка и к лошадиной морде поднесли микрофон на длинной «удочке», животное испугалось и на дикой скорости рвануло в лес. «Веткой с меня сдернуло шляпу, потом эполет зацепился за сучок и оторвался. – вспоминает Саша. – Чудом я не потерял глаз. Но лошадь все-таки сумел остановить».

Да, Устюгов умеет настоять на своем, упрямства и целеустремленности ему не занимать — видно, таким родился. Саша появился на свет в городке Экибастуз, в Северном Казахстане, где не было профессионального театра. Но его родители – воспитательница детского сада и мастер столярного дела – сумели пробудить в сыне интерес к искусству. Саша поступил в художественную школу и в народный театр при ДК энергетиков. Правда, туда мальчик пришел не из желания блистать на сцене, а чтобы своими руками делать декорации и реквизит. Ребят в «народных артистах» было маловато, и вскоре бутафору Саше стали доверять маленькие роли. В 14 лет Устюгов уже твердо решил стать актером и попробовал поступить в Омское училище. Безуспешно. Тогда он подал документы в Алтайский институт культуры в Барнауле. И снова неудача. Тогда, чтобы не сидеть без дела, Саша окончил ПТУ как слесарь-электрик по монтажу горного оборудования и пошел поработать на угольный разрез. «Я неплохо зарабатывал, но мне был интересен только театр», – вспоминает то время Устюгов. Тяга к прекрасному была так сильна, что Саша рискнул: бросив все, переехал в Омск, где бурлила театральная жизнь, и отправился прямиком в ТЮЗ: «Возьмите в актеры!». Зачислили его только в осветители, но и тому он тогда был безмерно рад. Александр словно чувствовал, что встал, наконец, на верную дорогу, которая приведет его в артисты, и буквально пропадал в театре (а факультет вагоностроения Академии путей сообщения, куда поступил одновременно с ТЮЗом, без сожалений бросил). И действительно, вскоре подвернулся случай – для кого-то несчастный, а для Саши счастливый: из-за травмы одного актера он получил роль в музыкальном спектакле по пьесе Эдуарде де Филиппе. Дебютант понимал, что от того, как он сейчас себя покажет, зависит его будущее в театре. «За один день я по видеокассете выучил несколько танцев и текст на русском и на итальянском. Я очень старался, но сделал промашку – все движения заучил в зеркальном отображении. Что и обнаружилось, когда я вышел на сцену и стал танцевать вместе с партнерами. К тому же в одном из эпизодов у меня нога попала в движущееся колесо, и я получил сильный вывих». Тем не менее новичок, видимо, надежд режиссера не обманул, а потому продолжал выходить на сцену и даже был принят в студию при Омском ТЮЗе. Это подхлестнуло его амбиции, и Саша замахнулся на столицу: «Когда я засобирался в Москву, то решил, что эта попытка поступить в театральный вуз будет последней – 8 лет пытаюсь, мне ведь уже 22 года! Если нет – значит, не судьба». Но на этот раз абитуриент Устюгов приглянулся всем приемным комиссиям: «Я уже прошел творческий конкурс во ВГИК, но мне хотелось учиться в Щукинском. И я рискнул – забрал документы из ВГИКа и отнес в «Щуку», где мог «пролететь». Но я поступил!»

В те дни судьба преподнесла Саше еше один подарок – вместе с ним в училише поступила Янина Соколовская. Поначалу Саша не обратил на эту девушку особого внимания, а она и вовсе первое время путала его с однокурсником по фамилии Угрюмов. Но через пару месяцев студенты играли этюд: надо было с закрытыми глазами по одним рукам распознать сокурсников. Яна вспомнила, что у Саши в кармане звенели ключи, и опознала его по этому признаку. Тот день – 10 ноября 1999 года – и стал началом их любви. Поначалу общие знакомые восприняли их роман как мезальянс. Он – «бедный студент», провинциал. Она – интеллектуалка (до «Щуки» училась на филолога в Еврейской академии имени Маймонида), красавица с потрясающей фигурой (десять лет солировала в танцевальной группе детского хора Гостелерадио, с которым объездила весь мир), москвичка из состоятельной семьи (ее мама и отчим возглавляют студию документального кино «Слон», а родной отец живет в Америке, работает администратором в школе). Недоброжелатели завистливо обсуждали каждый их шаг. Им не давал покоя Сашин переезд из общаги в прекрасную квартиру родителей Яны на Кутузовском проспекте и то, что Устюгов, обладая режиссерской жилкой, помогал любимой девушке в работе над отрывками. И хотя в доме Яны Сашу искренне полюбили, его тревожили чужие пересуды. «Я всегда воспринимал мужчину как кормильца семьи, который не должен жить за счет другого человека, пусть даже любимого, – рассказывает он. – Я даже попросил Яну переехать ко мне в общежитие. И она, как декабристка, покинула свою роскошную квартиру. Сейчас, когда благодаря сериалам я стал прилично зарабатывать, чувствую себя совершенно иначе. Так приятно, что я могу что-то дать жене».

Как ни старались влюбленные закрывать глаза на козни завистников, но те сделали свое черное дело, и к моменту окончания училища Саша и Яна все-таки расстались. «Мы и сами не понимаем, почему так случилось. Ведь любовь-то не ушла, а виной всему наш глупый юношеский максимализм», – говорит Саша. Словом, они разъехались, но изредка встречались на общих спектаклях. А спустя полтора года Саша позвонил Яне и назначил встречу – все на то же романтическое 10 ноября. И на свидании сделал Яне предложение. Свадьба состоялась 6 августа 2005 года, а наутро новобрачные улетели в Париж. Сокурсницы – подружки невесты Марина Александрова, Ольга Ломоносова и Настя Бегунова сшили себе, как положено, одинаковые платья и в капустнике вместе с другими «щукинцами» изобразили совместную жизнь молодоженов.

Сейчас Александр играет в Молодежном театре (РАМТ) и поставил на этой сцене «А зори здесь тихие...» с Яной в роли Жени Комельковой. Нет, протекция мужа тут ни при чем. За полторы недели до премьеры исполнительница повредила ногу, а ввести новую актрису было нереально. Только тогда Устюгов предложил кандидатуру Яны – потому что она играла эту роль в студенческом спектакле. Совместных работ в кино у супругов пока нет. Устюгов снимается в «Ментовских войнах» и мечтает о продолжении режиссерской работы. Только вот идти учиться на режиссера Саша не хочет – предпочитает набираться опыта на практике. Как не собирается он и заканчивать магистратуру Щукинского училища, дающую квалификацию педагога, хотя и прошел почти весь курс. «У меня мания такая – не получать дипломы,– смеется актер. – У меня нет «корочки» даже родной «Щуки», хотя я окончил ее в 2003 году, некогда подписать обходной лист в студенческой библиотеке, костюмерной. А главное, еще никто и никогда не просил меня предъявить диплом. Верят на слово».

Инна Фомина



фото: Юрий Феклистов




Сайт управляется системой uCoz