Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

В свободное от кино и театра время за городом спасаю деревья

Российская аграрная газета №44 (128), ноябрь 2007 г.


Молодой актер и режиссер Александр Устюгов хорошо известен по нашумевшему сериалу «Ментовские войны». На днях начались съемки четвертого сезона, хотя, казалось бы, в конце третьей части главный герой – принципиальный начальник «убойного отдела» Роман Шилов, уставший бороться с «оборотнями в погонах», увольняется на гражданку... Беседа проходила накануне Дня милиции.
Кстати, помимо кино Александр занят в спектаклях Российского академического молодежного театра (РАМТ). Кроме этого, у него есть режиссерские работы – как в РАМТе, так и в других театрах. Последняя – «А зори здесь тихие»...



– Александр, в Российском молодежном театре состоялась премьера десятичасового спектакля «Берег утопии». Параллельно идут съемки «Ментовских войн». Как вы успеваете, ведь сериал делается практически безостановочно?
– Кручусь, как всегда. Но надеюсь, что наступит момент, когда я смогу отказываться от каких-то предложений, которые приносят только доход, быть выборочным. У меня есть огромное количество затей, которые я выполняю инерционно, вынужденно, чтобы заработать. И пока материальный вопрос для меня существует, я соглашаюсь на предложения, которые приносят достаток.

– Съемки в сериалах – из их числа?
– Если быть честным, я с большим удовольствием начинал сниматься в сериале, для меня это было тогда ново и интересно. Сейчас любопытство, которое было на первых порах, прошло. Сейчас наступил такой период, когда ты должен очень сильно жертвовать тем, чем действительно хочется заниматься. И ты все время в поиске баланса – как сделать так, чтобы и интересно было, и семью было на что кормить. Сознаюсь: мне не хочется быть только сериальным артистом, который будет просто зарабатывать, не обращая особого внимания на качество сделанного. Хочется остаться театральным артистом, самому ставить спектакли, да и много чего другого тоже хочется.

– В театре интереснее работать?
– В театре понятнее. Здесь все прозрачно. Есть спектакль, есть ты в нем, есть режиссер и зритель. В кино же очень много фактов отсутствует, поэтому оно для меня размыто. Есть огромное количество людей, которые делают кино, и ты в нем просто маленькая единица, которая исполняет свою роль.

– Я знаю, что перед вами стоит не только эта дилемма – театр или кино, но и актерское ремесло или режиссура...
– Я бы не хотел говорить так категорично. Просто думаю, что когда-нибудь наступит такой момент, когда я действительно окажусь перед выбором – либо одно, либо другое. Сидеть одновременно на двух стульях непросто. Надо заниматься чем-то одним – либо режиссировать, либо играть.

– А как же Олег Табаков, который ставит спектакли и сам же в них играет?
– Это не мой случай. Я не видел людей, у которых бы хорошо получалось такое совмещение. Совмещение можно позволить себе только в кино. Например, Чарли Чаплин, который и снимал, и снимался сам, потому что кино – другой жанр, там можно отойти и посмотреть на все со стороны, в театре это невозможно. Поэтому лучше такой опыт не практиковать.

– Сегодня вы думаете о новой театральной постановке?
– Пока есть только желание, и ничего больше, потому что все упирается в отсутствие свободного времени. Мы только выпустили в театре премьеру, а уже на подходе другая: в апреле в РАМТе планируют начать репетиции нового спектакля «Моби Дик». Это своего рода рок-концерт, некий переход театра на другой формат вечерних и ночных спектаклей, которые будут начинаться не в 7 часов, а, скажем, в 10 часов вечера.
Это не эксперимент, а нормальная попытка существовать в условиях реальности, сделать так, чтобы театр стал общедоступным. Кто-то когда-то у нас решил, что спектакли должны начинаться в 7 часов вечера. А в Европе, например, они начинаются тогда, когда удобно зрителям. И мы к этому тоже медленно, но движемся.

– Допустим, у вас появилось свободное время. Что бы вы сделали в первую очередь?
– Выспался бы. А потом, наверное, поставил спектакль. Вообще я сейчас сильно озабочен бытовыми проблемами – ремонт квартиры, строительство загородного дома. Старый деревянный дом у нас сгорел, и теперь мы строим новый, кстати, там, на даче, мы и живем. Я очень люблю землю, траву, цветы, деревья, только заняться этим нет времени. Хотя могу похвастать, что, когда летом появился маленький свободный промежуток, я спасал сосны от червячков – собирал их в банку и сжигал. К природе я вообще отношусь трепетно, жаль, что мало бываю с ней наедине. Но надеюсь, что у меня еще все впереди.

– Скажите честно: в фильме «Ментовские войны», где вы играете, много внимания уделяется коррупции в высших милицейских эшелонах. Это художественный вымысел или самая что ни на есть реальность?
– Если один из авторов сценария – действующий полковник угрозыска, это о чем-то уже говорит. Я согласен с тем, что мой герой в «Ментовских войнах» несколько сказочный персонаж, он словно из другой эпохи, он пришел к зрителям из фильма «Место встречи изменить нельзя» и «17 мгновений весны». И все его конфликты происходят потому, что другие его коллеги приходят в милицию не по убеждению, а чтобы заработать и не всегда честно. Слово «честь» для них малопонятно. Пистолет и погоны, которые они получают вместе с формой, – лишь средство для достижения того уровня свободы, которую допускает работа в органах.
Если вы видели картину, то поняли, что в фильме нет попытки снять нашу действительность как таковую, хотя за основу берутся реальные уголовные дела. То есть это не документальный фильм, а художественный вымысел на основе нашей действительности. Кстати, нарицаний на наш фильм со стороны органов я никогда не слышал.

Наталья Анохина




Сайт управляется системой uCoz