Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

Максим Есаулов ответил на вопросы читателей "КП"

Газета "Комсомольская правда", 05.10.2009 г.


Максим Есаулов рассказал, что работал в милиции. Так что сюжеты брал из своей милицейской практики. И не только, а просто из окружающей жизни. А в окружающей жизни ему встречались и хорошие люди, похожие на его положительных героев, в которых есть и частичка его самого. Встречались и негодяи. Только он не склонен считать, что в милиции одни карьеристы. Как многие настоящие милиционеры в начальство не стремятся.


– Максим, расскажите, пожалуйста, как рождаются ваши сюжеты. Это правда, что вы работали в милиции?
– Правда, действительно работал, и даже доработал до пенсии. Окончив юрфак ЛГУ, я поступил на службу оперуполномоченным уголовного розыска в ныне уже не существующее Дзержинское РУВД, далее работал в первом составе РУБОПА, в отделе по раскрытию умышленных убийств Центрального района и в отделе по раскрытию заказных убийств ГУВД Санкт-Петербурга.
А сюжеты я беру отовсюду: из своей милицейской работы, из повседневной жизни, из газетных статей, из рассказов друзей. Весь мир, который нас окружает, состоит из сюжетов. Надо только их увидеть. Кстати, мой соавтор Андрей Романов, автор сценариев известных фильмов «Странные мужчины Семеновой Екатерины» и «Итальянец» (который чуть было не номинировали на «Оскар), работал в «Комсомольской правде». Так что в нашем тандеме есть и милицейский, и журналистский взгляд и опыт.
Естественно, сюжеты не перекочевывают на экран из милицейской практики полностью. Очень часто реальная ситуация получает в сценарии другое, придуманное продолжение. В «Ментовских войнах» много перестрелок, автомобильных гонок и драк, которых, конечно, в настоящей оперативной работе гораздо меньше. Хотя случается всякое...
Это законы жанра. Реальные вещи на экране часто не убеждают и не впечатляют! Например, осмотр места происшествия обычно происходит несколько часов. Если скрупулезно придерживаться реальности, зритель заснет перед экраном.

– Скажите, вы себя ассоциируете с каким-либо своим героем?
– Нет. Хотя, безусловно, во многих из них есть частичка меня. Они в большинстве случаев проживают события, которые прожил в своей жизни и я.
Думаю, что ближе всех мне Шилов, хотя, разумеется, это не я. И не хотел бы быть им, несмотря на то, что некоторым чертам его характера завидую.
А вообще я жертва книжного воспитания. Рос на приключенческой литературе, Конан-Дойле, Вальтере Скотте, братьях Вайнерах. И пошел работать в уголовный розыск, чтобы не предать мечту.

– У меня такой вопрос. В одних фильмах милиционеры богатые, а в других бегают пешком в тоненьких курточках. Правда, где?
– Везде. Милиционеры бывают разными, так же как и все остальные люди. Есть бедные, есть богатые, есть честные, есть – не очень. Причем это даже от географии зависит. Меня в интернете часто критикуют жители Москвы: мол, такой милиции, как в ваших фильмах, не бывает.
А я вспоминаю, как в конце 90-х моего друга и коллегу, опера, московский проверяющий спросил, почему у него машины нет. «Не выбрал еще?» А мы в тот период китайскую лапшу на обед ели. Причем один пакет на двоих.

– Максим, спрашивают ли у вас консультации при съемке фильмов? Раздражают ли вас ляпы в милицейских сериалах?
– Да, совета спрашивают. Но мне везет с режиссерами. Хочу сказать им спасибо. Фильмы по моим сценариям снимали Вячеслав Сорокин, Павел Мальков, Егор Абросимов, Дмитрий Парменов, Вячеслав Лавров. Все они внимательно относились к правдоподобности происходящего. А иные режиссеры снимают какой-то свой фильм, в корне отличающийся от сценария.
Вот у них герои и говорят: «закрыть дело», а не приостановить, «ордер на обыск», а не постановление, или «санкция» и прочую чушь. И еще герои очень любят по сто раз передергивать затвор пистолета, который обычно вовсе не надо передергивать, так как большинство оперов носит патрон в патроннике. Еще трудно отучить актеров держать пистолет двумя руками, стволом вверх, как в американских боевиках. Казалось бы, мелочь, но ложь складывается как раз из мелочей. Большая ложь.

– Участвуете ли вы в подборе актеров? И разъясняете ли вы им задачу?
– В подборе актеров я не участвую. В кино, как и в любом виде деятельности, каждый должен заниматься своим делом. Но режиссеры и продюсеры часто интересуются моим мнением. И то, что получается, к счастью, мне в целом нравится. Что касается разъяснения задачи, то опять-таки вопрос не ко мне. У актеров и так навалом учителей. Однако с Сашей Устюговым мы достаточно много общались. Он приезжал ко мне на работу, смотрел, нахватался наших привычек и манер: как ходим, как курим, как вопросы задаем.

– Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Смотрит ли ваша жена милицейские сериалы?
– Моя жена не только смотрит милицейские сериалы, но и сама пишет книги и сценарии. Это Елена Топильская, автор сериала «Тайны следствия» и двух десятков книг.
Елена – мой первый зритель и критик. Хотя критикует меня редко.

– А кто начал писать первым, вы или жена?
– Вообще-то я писал с детства. Сначала о мстителях на черных истребителях. В студенческие годы писал фантастические рассказы. Потом стал мечтать о настоящих книгах. Но я по натуре был немного «кремлевский мечтатель». Пока я мечтал, Лена писала. Когда у нее вышла уже вторая книга, мне стало завидно. Пришлось переходить от мечтаний к делу.
Лене я вообще обязан многим начинанием в своей жизни. Даже получению водительских прав, которые я хотел раньше, а она получила первая.

– Как вы относитесь к случаю с майором Евсюковым?
– Как к преступлению. А если бы это был охотник, у которого тоже есть право на владение оружием? Или военный? Или любое другое лицо, владеющее оружием на законных основаниях? Любая подобная ситуация страшна.
Хотя стреляли и раньше, правонарушители в милицейской среде были всегда. Но сейчас все это стало выплескиваться наружу, словно нарыв прорвался. Да и для прессы нет более лакомого куска.
Просто надо думать, кого на службу принимать. И формировать подразделения по принципу профпригодности, а не по принципу личной преданности руководству.
Только как говорил классик: «Жаль только жить в эту пору прекрасную...» Дальше знаете сами. Надоело уже об этом. Лучше о кино.

– Над чем работаете сейчас?
– Сейчас у нас с Андреем Романовым в производстве пять фильмов. Один из проектов называется «Бомж». Это история о возрождении из пепла человека, который все потерял.
Он видит, как похищают мальчика, пытается рассказать об этом, но ему никто не верит. Тогда он начинает собственное расследование, понемногу возвращаясь к жизни. То есть, спасая ребенка, спасает себя.
Готовится продолжение «Последнего путешествия Синдбада», третий сезон «Гончих».
Попробую я себя и в жанре медицинского детектива. Недавно мы с моим новым соавтором Андреем Орловым закончили сценарий фильма «Врач», написанного по его одноименному роману.

Татьяна Зазорина

Полный текст интервью М. Есаулова + видео



Сайт управляется системой uCoz