Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

На съёмках фильма "Отцы и дети"

Наш Брянск.Ru, 24.09.2007 г.


Поместье Федора Тютчева в Овстуге до конца месяца превратилось в съемочную площадку. С 17 сентября здесь снимает фильм «Отцы и дети» сценарист и ведущая программы «Школа злословия» Дуня Смирнова. Для нее это второй фильм в качестве режиссера, за первый — «Связь» — она получила в прошлом году «Кинотавр». Художник-постановщик картины по самому известному роману Тургенева и соавтор сценария Александр Адабашьян.


«СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ!»

Первым делом столичные киношники взялись снимать живописную местность в двух километрах от усадьбы Тютчева. Их внимание привлекла здесь речушка, через которую они соорудили мостик — по нему не раз проедутся герои фильма. Все посторонние (в данном случае журналисты), ступая на съемочную площадку, слышат из рупора помощника режиссера: «Ничего не говорите! Полная тишина! Сразу же отключите мобильники!». Затем нам указывают чуть поодаль на место, откуда можно наблюдать за съемочным процессом и осторожно снимать. Соблюдая при этом полную тишину. За всем происходящим внимательно следит режиссер Дуня Смирнова. Так сразу ее не узнаешь — без макияжа и укладки, в джинсах и свитере она попеременно курит, грозно спрашивая:
– Кто все время бубнит на площадке, я не пойму?!
Все тут же замирают, слышно только, как в речушке бурно протекает вода.

Снимается сцена, когда Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов проезжают на бричке через мост, направляясь в гости в имение Анны Одинцовой (усадьба Федора Тютчева). Герои на время высаживаются и Аркадий (Александр Скотников) начинает рассказывать своему приятелю историю дяди — Павла Петровича Кирсанова. Его, кстати, играет отец Дуни Смирновой, режиссер фильма «Белорусский вокзал» Андрей Смирнов.
– Я рассказывал тебе о своем дядюшке. Однажды на балу он встретил одну женщину. Не то чтобы красавица, но вполне ничего! — начинает Скотников, как вдруг раздается:
– Стоп! Мне не нравится, как карета поехала! — поясняет Дуня.
– Лошадь на исходную позицию! — уныло выкрикивает в рупор помощник. Лошадка привычно возвращается назад. Для съемок используют четыре лошади. Две из них местные, из Овстуга. Еще два рысака привезли из орловского Спасского-Лутовиново. Ведь далеко не всякая деревенская лошадь сгодилась бы для дворянского экипажа.

Тем временем на мостике работают киношные крестьяне. Трое из них стоят в холодной речной воде. Крестьян изображают каскадеры. Их присутствие положено по технике безопасности, так как снимается проезд через ненастоящий, «киношный» мост.
Снять сцену еще долго не получается: то явно слышится рев отъезжающей машины, то вдруг на минуту заглох генератор. Только через час с небольшим, спустя одиннадцать дублей, эпизод на полминуты экранного времени удается снять. Режиссер с придыханием выдает долгожданное: «Стоп-п! Снято!».


«ОТСЕБЯТИНЫ БУДЕТ МАЛО!»

У Дуни СМИРНОВОЙ, по ее признанию, на площадке нет перерыва на обед, но есть пересменка, которой и воспользовалась корреспондент ИА «Город_24».

– Вспомните первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети»?
– Это один из лучших русских романов! Базаров — одновременно очень привлекательный и в то же время отталкивающий характер. В нем есть и грубость, и некоторая пошловатость, при этом обаяние большого ума и незаурядной личности. Мне очень повезло с учительницей литературы в школе, одна не забивала нам голову всякой идеологической ерундой — нигилист он или нет, мы разбирали именно его сложный характер. В какие-то моменты он вызывает симпатию, в какие-то — раздражение и неприязнь, а в смерти он так вообще очень трогателен.

– Вы могли бы влюбиться в подобного мужчину?
– Я? Лично я? (Пауза) Ну нет уж!

– Какую часть романа снимете в Овстуге?
– Всю историю любви к Анне Одинцовой. Мы посмотрели довольно много имений по России. Для нашей героини нужен был дом в стиле русского классицизма: с колоннами, парком и прудом, в поместье Тютчева все это есть. Весь август снимали в Спасском-Лутовинове: имение Кирсановых, и Базаровку — дом для главного героя мы сами построили.

– Это сериал или художественный фильм?
– Это многосерийный (четыре серии — Прим.) телевизионный художественный фильм.

– Когда выйдет на экраны?
– А это не от меня зависит! А от воли канала «Россия». Я сдать его должна в начале весны. И, конечно, мне хочется, чтобы этот фильм смотрели потом наши школьники.

– Много ли было претендентов на роль Базарова, и почему вы утвердили именно Александра Устюгова?
– Довольно много было кандидатов. Всего я пробовала, наверное, артистов семь. Основных кандидатов, помимо Саши Устюгова, было еще двое. Но он показался мне самым убедительным. Плюс у него сразу же сложился хороший актерский дуэт с Сашей Скотниковым (актер МХАТ им. Чехова — Прим.), который играет Аркадия Кирсанова. И хорошее партнерство с Сергеем Юрским и Натальей Теняковой — они его родители в фильме.

– Будут ли изменения в сюжете?
– Практически нет. Мы с Александром Адабашьяном (соавтор сценария — Прим.) очень бережно относимся к этому тексту. У нас будет несколько кусочков того, что принято называть отсебятиной, но все она мотивирована либо тургеневским авторским текстом, либо его черновиками и набросками.

– Сколько раз прочитали роман?
– Ой, бесчисленное количество раз! Я читаю его с детства и каждый раз, что называется, открываю что-то новое. Этим и хороша классическая литература.


АЛЕКСАНДР УСТЮГОВ: «БАЗАРОВ – ЭТО СИЛЬНЫЙ САМЕЦ!»

В перерыве между сценами исполнитель роли Базарова, 30-летний актер Российского академического молодежного театра (РАМТ) Александр УСТЮГОВ пьет кофе. Зрителям он известен по ролям в сериалах «Петя Великолепный», «Ментовские войны», «Адъютанты любви».

– Вы сразу согласились сниматься в роли Базарова?
– Нет, не сразу. Две недели я думал. Опасений за материал у меня не было. Просто были другие работы, которые совпадали по времени, но в итоге я решил выбрать классику.

– Что у вас общего с вашим героем?
– Так сразу не скажу... Но он мне симпатичен! Я должен оправдывать своего героя, каким бы негодяем он ни был! (Смеется). Если я его буду ненавидеть, кто ж его полюбит?

– Это ваша самая серьезная роль на данный момент?
– Об этом можно будет сказать после выхода фильма на экран, когда будет виден результат. Но по амбициям это самая серьезная роль для меня, да. Я вообще очень амбициозный человек.

– Вам хотелось, чтобы история любви вашего героя и Одинцовой закончилась хеппи-эндом?
– Я вообще об этом не думаю. А если бы Ромео и Джульетта остались живы, что было бы тогда? Тогда бы самой истории не было!

– Почему Базаров так привлекателен для женщин?
– Он уверенный в себе, сильный самец! А как показывает практика, это всегда нравится женщинам. Отрицательные качества тоже зачастую привлекают в мужчине. Все это есть у моего героя, вот вам и результат! Причем, интеллект и образование здесь далеко не на первом месте.

ИА «Город_24»



фото: Светлана Штименко



"Отцы и дети": камера, мотор!

"Десница", Брянск, 03.10.2007 г.


В Овстуге - бывшем тютчевском имении - закончились съёмки художественного телесериала. За его основу взят самый известный роман Ивана Тургенева.

ДОСТАЛИ СВАДЬБЫ!

Жуковский район, село Овстуг. Утро. Задворки дома-музея Тютчева. Проскочить мимо лагеря многочисленной киногруппы "Отцов и детей", невозможно. Повсюду шныряют люди, много людей: техники, ассистенты, актеры, продюсеры. Поеживаясь от сентябрьской прохлады, большинство из них "отогреваются" чаем и кофе. Кто-то, сидя на "барской" скамейке, терпеливо добивает партию в нарды. В складном кресле с надписью: "РЕЖИССЕР" курит Дуня СМИРНОВА, известная многим по "Школе злословия". До начала очередного съемочного дня, получившего условное название "Объяснение в любви Базарова и Одинцовой", остается совсем чуть-чуть. Но Авдотья Андреевна находит пару минут для читателей "Десницы".

– До Овстуга у вас были съемки в орловском имении Тургенева Спасское-Лутовиново. Уже почувствовали разницу?

– В Спасском-Лутовинове все восстановливалось с трепетом: оно находится в уникальном состоянии. Там только садовников 17 человек, которые бережно ухаживают за огромным парком. Здесь у вас тоже все хорошо, но дом видно, что восстановленный, "новодельный" - хотя бы по этим вот двум советским пандусам. Совершенно невозможно на них смотреть! А что тут по субботам творится! По полсотни свадеб бывает... Хорошо, конечно, что молодежь едет к Тютчеву, а не к Ленину. Но, кажется, ей все же глубоко плевать на поэта - она просто ищет хороший фон для своих свадебных фото. Оттого видеть в этих остатках культуры пьяную толпу вдвойне омерзительно. В Спасское тоже приезжают свадьбы, но из-за строгости их директора они ведут себя куда как тише. Тут же катастрофа...

– Говорят, вашей группе серьезно пришлось поработать здесь над "восстановлением тургеневской эпохи"...

– Это правда. С помощью пенопластовой "садовой руины" мы скрыли стоящий посреди усадьбы памятник Тютчеву. Покрасили оцинкованную крышу дома в исторически точный зеленый цвет.

– Что вас заставило взяться за экранизацию именно "Отцов и детей"?

– А почему бы и нет?! Это чудесный русский и очень даже современный роман о любви... В школе же его преподавали в мое время чудовищно: как конфликт двух поколений, теорию нигилизма и "базаровщины". Да и потом, не всем же Донцову экранизировать.

– В Брянске кого-то отбирали на съемки?

– Да, неправильные "крестьянские" лица.


ЗА КАДРОМ

И вот звучит грозное: "Тишина! Всем отключить мобильники! Камера, мотор!" Но позировать актерам приходится в лучшем случае минуту, и так на протяжении десятка изнуряющих дублей. За кадром остается "рабочая" перепалка оператора, режиссера и дрессировщиков русской борзой Луи, ни за какие коврижки не желающей бросаться в ледяной водоем за палкой.
– Фиг он в воду полезет! – отчаявшись, заявляет Смирновой оператор.
– Киньте ему одну палку, потом другую! – едва ли не плачет от безысходности режиссер. – Сделайте уж что-нибудь...
– Была бы то кость от барашка, тогда бы точно прыгнул...
Наконец восходящая звезда Александр Скотников, играющий в картине Аркадия, каким-то чудом спихивает своенравного пса в пруд. Тот скулит, но плывет. Все довольны. Кроме Скотникова: отряхиваясь, он сам чуть не теряет равновесие.
– Держите Сашку, он не должен упасть в костюме! И партнершу его, Дарью Белоусову прибейте гвоздиками к берегу! – кричит с явным опозданием всем и никому строгая костюмер Оксана Ярмольник, супруга известного актера. – Зря я, что ли полтора месяца обшивала вас в нечеловеческих условиях?!

Большую часть костюмов, особенно для массовки, в которой также были задействованы актеры Брянского драмтеатра, г-жа Ярмольник делала на глаз. Но раздражали ее скорее последующие примерки – после них "пришлось делать немало ушивок".

– Галя, скажи, чтобы ГАИ перекрывала не только машины, но и людей! – это уже по рации распоряжается помощник режиссера. – И уберите из кадра эту женщину в спортивном костюме и с пакетом в руках!
– А по-моему, мило: связь времен, так сказать, – замечает Ярмольник.
– Товарищ лебедь, – показательно ее не слыша, обращается в мегафон к самому что ни на есть настоящему лебедю на пруду ассистент оператора. – Немедленно уплывите из кадра. По сценарию вас здесь тоже нет...


ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ

Ближе к полудню на съемочной площадке появляется актриса Наталья РОГОЖКИНА, она же супруга Андрея Панина, играющая в "Отцах и детях" Анну Одинцову.

– Как вам работается?

– Здесь какое-то безвременье, смещение реальности и прекрасная природа – глаз отдыхает. Хочется, чтобы наши герои стали понятны и современному зрителю, но в то же время было видно, что они из другого мира. Надеюсь, получится: Дуня очень серьезно относится к исходному материалу, мы долго обсуждали его еще на этапе застольных репетиций.

– Чувствуете в себе что-нибудь общее с вашей героиней?

– Нет. Хотя, пожалуй, у нас носы одинаковые...


А вот из гримерки выходит и главный герой – Базаров – актер Александр УСТЮГОВ, запомнившийся зрителям по рейтинговым сериалам "Петя Великолепный", "Ментовские войны" и "Адъютанты любви". Голова его гладко выбрита: готовился к другому проекту, а тут вдруг предложили сняться в классике. Расстроился, говорит, что не успевал уже отрастить собственные волосы, но делать было нечего: "Никто бы не ждал, пока я новой шевелюрой обзаведусь".

– А с новой интерпретацией образа Базарова есть сложности?

– Комфортного мало. Но еще сложнее объясняться в любви артистке, которую видишь первый раз. То же со сценой прощания, которую снимали первой. Было бы легче, иди они в хронологическом порядке.

– Правда, что вы коллекционируете старинные ключи от замков и городов?

– Последнее приобретение – огромный ключ от ворот Великого Новгорода, который я купил за копейки в антикварной лавке, вытащив его из груды металлолома.

Александр Чернов



Авдотья Смирнова: Кино - ужасная зараза

"Орловская правда", 04.09.2007 г.


Продолжаем серию интервью, посвященных съемкам фильма по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает режиссер-постановщик фильма Авдотья Смирнова.


– Авдотья Андреевна...
– Дуня, Дуня...

– Хорошо. Дунечка, почему "Отцы и дети"?
– У меня скоро истерика начнется, все задают этот вопрос. А почему нет? Объясните мне! Я очень люблю этот роман и очень часто его перечитываю, всю свою жизнь. И очень его люблю. Я считаю, что у этого романа очень несчастливая судьба. Этот роман, может быть, самый непрочитанный роман в русской классике. С того момента, как он вышел и вокруг него начались споры и скандалы, которые, собственно, привели Тургенева в эмиграцию, этот роман был прочитан и понят как идеологический. А этот роман вообще-то антиидеологический; это роман про то, что любая идеология перед лицом живой жизни и её высшего проявления - любви - терпит фиаско. Это роман о любви. Просто ему очень не повезло. И в XIX веке его мало кто понял. Хотя умные люди прекрасно все поняли: Чехов обожал этот роман. Ну а уж как его испоганила советская школа, все мы знаем: "Проблемы "Отцов и детей" в романе...". Преподают его безобразно, темы сочинений по нему ужасные, как его преподавать, не знают, и, естественно, дети его не читают. Так вот хоть фильм посмотрят.

– Но ведь там поставлены действительно серьезные идеологические проблемы, и Тургенев как общественный деятель...
– Тургенев не был "общественным деятелем", Тургенев просто был гражданином - как каждый из нас. Он же недаром не дал правоты ни одной из сторон: каждая права по-своему и не права по-своему. Это останется в фильме. Классика, она на то и классика, что не устаревает. Ведь мы недаром их называем классиками: хотя у них были современники писатели, куда более популярные, чем они в свое время, но мы их не читаем сейчас и не помним - Кукольник, Боборыкин или Потапенко... Это не стало классикой, это устарело. А классика - это то, что не устаревает. И "Отцы и дети" совершенно не устарели.

– У вас в фильме, я вижу, будет сниматься настоящий священник...
– Да, чтобы ни в чем не наврали - ведь мы будем снимать кусочек таинства соборования.

– Будет ли в вашем фильме какая-то отчетливая стилистика? А то ваш предыдущий (первый) фильм "Связь", мне показалось, снимался как-то "бессистемно" - как течет жизнь.
– Да нет. Это и была такая стилистика. Просто сценарий был так построен, как течение жизни.

– Будете ли вы и в этом фильме следовать этой стилистике?
– В каком-то смысле, да. В том смысле, что для меня персонажи фильма - люди из современной жизни. Вот будто они рядом совсем. Конфликты совершенно современные. И молодых наших героев я выбирала именно по принципу их человеческой близости к образу: в Саше Устюгове очень много от Базарова, а в Саше Скотникове - от Аркаши. Даже их разница, их взаимоотношения очень похожи на ту разность, что есть у героев в романе: кто из какой семьи, более благополучный, менее благополучный...

– Вы сознательно выбрали актеров, которые уже знакомы зрителю по сериалам, чтобы они воспринимались именно как привычные?
– Нет! Я, например, когда выбирала Сашу Устюгова, понятия не имела о том, что он снимался в сериалах, по той простой причине, что ни "Петю Великолепного", ни "Ментовские войны" я не видела. Я это все не смотрю. И поэтому он выбран не по этим соображениям. Но другое - что это меня совершенно не смущает, потому что ну снимался он в сериалах, ну работа у него такая...

– Словом, как я поняла, фильм будет снят в стиле неореализма?
– Ну это высоко очень сказано. Но я стараюсь со всеми моими коллегами, которые делают эту картину, передать зрителю ощущение сегодняшности всех этих героев.

– Это говорит о том, что в России ничего не изменилось со времен Тургенева?
– Да вы знаете, в России ничего не изменилось, по-моему, с века эдак XVI, вот так. Достаточно почитать переписку Грозного с Курбским, чтобы в этом убедиться. Все то же самое... Ведь это потому и есть прекрасный роман, что все - живые. Они вот они, рядом. И мы, исходя из этого, и придумывали и костюмы, и декорации. Чтобы декорации не выглядели декорациями, чтобы было ощущение обжитого дома. И Адабашьян (художник-постановщик) это замечательно сделал. Мы делали костюмы, чтобы не было ощущения ряженых. Поэтому они, видите, такие серые, темные, мятые... Потому что в то время гладили только мужские сорочки.

– Где вы будете снимать сцены в губернском городе?
– Натуру губернского города мы будем, к сожалению, снимать в Москве, на натурной площадке "Мосфильма". Есть, конечно, чудные, сохранившиеся улицы с застройкой XIX века, и когда ты на них смотришь, думаешь: какое счастье, что ничего не изменилось, что они остались. В Ельце, в Орле есть какие-то кусочки... Но когда ты начинаешь на это смотреть с киношным прицелом, то видишь те вещи, которые обычному глазу незаметны: провода, столбы, газовые трубы, асфальт... С которыми ничего уже сделать нельзя. Поэтому мы будем снимать в павильоне. А вот квартиру Кукшиной мы будем снимать в Орле - в музее писателей-орловцев. Губернский бал - в Москве, в музее архитектуры.





"Отцы и дети": с газировкой – на бал!

Газета "Антенна" №2, 07.01.2008 г.


«Телесемь» побывала на съемках четырехсерийного фильма по роману Ивана Тургенева.
Драма. Режиссер – Авдотья Смирнова.
Фильм выйдет на канале «Россия» в 2008 году.


– Идею экранизации «Отцов и детей» я вынашивала семь лет, – рассказывает автор сценария и режиссер-постановщик Дуня Смирнова. – Это едва ли не самый непонятый русский роман. Это произведение не о нигилизме, не о разрезанных лягушках, а о любви и жизни.

– Когда Дуня предложила мне поработать над сценарием по тургеневскому роману, я удивился, – признается соавтор сценария и художник-постановщик картины Александр Адабашьян. – Впечатления, оставшиеся от прочтения его в юности, – никакого очарования. Перечитав сейчас, был поражен. В нем как минимум четыре потрясающие любовные истории!

В роли Кирсанова-старшего снялся отец режиссера – актер Андрей Смирнов.
– Я полюбил этот роман еще со школьной скамьи, – признался Андрей. – Но не предполагал, что буду играть Павла Петровича. Все-таки мне за 60, а герою – 50, и это ощутимая разница. С особым удовольствием вспоминаю сцены дискуссии с Базаровым. Я отец четверых детей, противоречия между отцами и детьми мне знакомы, и они не исчезают со сменой эпох…

Сцены в имениях главных героев – Базарова и Кирсанова – снимали в родовой усадьбе Ивана Тургенева – Спасском-Лутовинове. Сына Фенечки и Николая Кирсанова Митеньку сыграл ребенок научных работников музея-усадьбы – десятимесячный Богдан Ермаков.
– Когда после кастинга выбрали нашего сына, мы были счастливы, – призналась Елена Ермакова, мама юного актера. – Вырастет – и увидит себя в самом настоящем кино!

– Снимать было непросто. С годами ушли все предметы той эпохи, и тех, кто в этом разбирается, становится все меньше, – сетует режиссер. – Были проблемы с мебелью. Долго ждали посуду, стилизованную под середину XIX века. Ее нам сделали в Дятькове. А гомельская фабрика выпустила обои специально для Кирсановки и Базаровки.

После Орловщины группа переместилась в бывшую усадьбу Федора Тютчева – Овстуг Брянской области. Там работали над эпизодами с Одинцовой.
А в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве снимали бал, на котором Базаров познакомился с Анной Одинцовой.

– Тишина! Всем отключить мобильники! – раздается команда режиссера. – Камера, мотор! Начали!
Под вальс в исполнении оркестра, в роли которого выступили музыканты «Виртуозов Москвы», пары кружат по залу. Несложный на первый взгляд проход танцевальных пар по кругу снимали пять дублей. От софитов и ламп было жарковато. Поэтому, едва дождавшись перерыва, мужчины в смокингах и женщины в платьях с кринолинами старались поскорее выйти на воздух. Кстати, на шитье дамских нарядов у художника по костюмам Оксаны Ярмольник ушло около 5 месяцев.
Реквизитор Екатерина просит актеров не отщипывать виноградинки до начала съемок и не трогать полные бокалы на столе. Но пока она отвлекается, кто-нибудь нет-нет да и глотнет поспешно лимонада из бокала и надкусит ягодку.

Объявлено начало следующей сцены. Выйдя из гримерки, Александр Устюгов быстрым шагом проходит к режиссеру, чтобы получить наставления. Спустя минуту на балу улыбающийся и кокетливый Аркадий Кирсанов представляет Анне Одинцовой своего друга Базарова...

Бернара Батталова, Елена Годлевская




Сайт управляется системой uCoz