Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

13 неудобных вопросов Александру Устюгову

Газета "Изюминка", февраль 2007 г.


В жизни Александр совершенно не похож на своего сериального героя Петю Великолепного. Помимо съемок в сериалах Устюгов много работает в театр, причем не только как актер, но и как режиссер. В одном из его спектаклей играет жена – Янина Соколовская, с которой Александр познакомился, когда они вместе учились в Щукинском училище.



– Российский академический молодежный театр (РАМТ) не самый престижный, как вы в него попали?
– В РАМТ я пришел три года назад в конце выпускного курса и понял, что хочу работать именно здесь. Получилось, что у меня не было томительного ожидания работы. Я плавно влился из училища сразу в серьезную театральную жизнь. Мне тут же предложили репетировать спектакль «Тень» по Е. Шварцу. И что удивительно: я был на своей первой репетиции в одиннадцать часов дня, а перед этим в восемь утра мы только-только разошлись после выпускного. Кстати, премьера спектакля «Тень» состоялась 17 октября 2003 года, в мой день рождения. Это большая редкость, когда молодому актеру сразу же достается роль. И сейчас я всеми силами пытаюсь удержаться в театре, несмотря ни на что. К моему великому разочарованию, многие актеры сейчас уходят из театра на телевидение и в кино. Их нельзя осуждать, потому что это происходит по понятным причинам.

– Размер вашей зарплаты в театре — это большой секрет?
– Мое финансовое положение позволяет мне не знать, сколько мне платят в театре, и я рад этому. Зарплата ничтожно маленькая. Могу сказать, что ставка актера – чуть больше трех тысяч рублей, плюс надбавки за каждую репетицию, за каждый спектакль. Если сравнивать мою зарплату в театре, то получается, что это в три раза меньше чем я за день получаю на съемках телесериала. Ничего не поделаешь, это суровая правда жизни.

– Говорят, у вас нет друзей в театре?
– Наверно, точнее будет сказать, что я с актерами не дружу. Я люблю общаться на съемочной площадке — как правило, народ собирается компанейский, юморной, неутомимый. Но дружить у меня с актерами не получается. Я в театр не дружить прихожу, а работать. Поэтому здесь на первом месте профессиональные качества. Это для меня превыше всего. На дружбу иногда просто времени не остается. Да что там говорить, иногда и на семью-то нет времени! В три ночи приезжаешь со съемок, а в семь утра уже нужно выходить обратно.

– Какое-то удовлетворение от работы в сериалах остается?
– Мне сложно сейчас об этом говорить, потому что я продолжаю в них сниматься. Может быть, когда все закончится, и у меня наступят свободные дни, то я взвою оттого, что выспался, и мне нечего делать. А сейчас чего плакаться-то? Работы полно, лишь бы все успеть. Мы работаем «в ноль»: сериал про Петю Великолепного показывают практически параллельно съемкам. Обычно после съемок проходит какое-то время, фильм монтируют, озвучивают, зритель видит конечный продукт, а ты успеваешь перерасти то, что сделал, посмотреть и расстроиться, если что-то не так. А тут – пожалуйста! – только отсняли, а эта серия уже идет по телевизору.

– Для вас много значит востребованность в профессии?
– Когда артиста начинают разрывать на части, вроде как это уже становится и неважным. Но я не хочу к этому привыкать. Ведь наступит же момент, когда это пройдет. Рад, что у меня сейчас есть право выбора. Я могу позволить себе не бросаться в любую работу. Могу почитать сценарий и сказать: «Может быть, давайте обсудим...» Когда есть много предложений, соблазнов появляется все больше, а выбирать становится сложнее. Почему был сделан именно этот выбор? Ты должен искренно отвечать на этот вопрос – прежде всего самому себе.

– В работе часто случалось что-то мистическое?
– Не часто, но бывало. Однажды параллельно съемкам «Ментовских войн» мы выпускали в Театре наций спектакль по Достоевскому, где я играл роль Рогожина. Наверное, я тогда был очень уставший. Я провел двадцать ночей в поезде, мы репетировали с одиннадцати утра и до позднего вечера, а потом я несся на поезд и ехал опять на съемки, чтобы в восемь утра быть там. Уже готовилась премьера. Было достаточно сложно: все время нужно было сделать рывок, чтобы понять поступок персонажа, а мне словно чего-то не хватало. Денис Баландин, который играл Мышкина, уже кучу литературы прочитал, чтобы вжиться в роль, а я все время прибегал впопыхах. Может, поэтому и не клеилось. Но в какой-то момент действительно случилось чудо: я словно кожей ощутил, что могу существовать в этом образе, и это не будет патологией. Я будто превратился в Рогожина. Но это ощущение быстро закончилось. Прошел день, другой, третий, но больше я не смог к этому вернуться. Это был удивительный случай.

– Правда, что вы в детстве мечтали стать фотографом?
– Нет, конечно. Я в детстве просто не знал, что есть такая профессия фотохудожника. Но увлекался этим делом очень серьезно. Началось это в раннем возрасте. Я любил рассматривать фотографии и портить их – вырезать, наклеивать. А потом – лет с 9-10 – стал заниматься сознательно. Папа всегда любил повторять: «Хочешь разорить друга, подари ему фотоаппарат». Постоянно покупались какие-то увеличители, ванночки, пинцеты, глянцеватели. Родители не очень радовались моим постоянным просьбам опять что-либо купить.

– Любимые девушки позировали для фотографий?
– Я их, конечно, фотографировал, но всякий раз, когда появлялась новая девушка, безжалостно уничтожал снимки предыдущей – чтобы, не дай Бог, не попались и не испортили отношений. Никаких улик не оставлял. И так происходило до той поры, пока я не женился. Вот фотографий жены у меня много. Портреты висят на стенах, много снимков хранится в альбомах. В студенческие годы я даже делал ей портфолио. Сейчас удается фотографировать жену только на отдыхе. Иногда получаются вполне достойные работы – мне нравятся.

– Часто разочаровываетесь в женщинах?
– Конечно. Что я, не знал, что женщины лживы и обманчивы? Знал. (Смеется.) Ну, бросили, обманули – как же без этого? Хотя со мной так поступали редко. Чаще я был подлым и коварным по отношению к женщинам – во всяком случае, они так считали. И имели на это право. Потому что я всегда уходил на пять минут раньше, прежде чем меня собирались выставить за дверь. Надо было просто понять, когда этот момент наступает, и сработать на опережение.

– Получается, что жена оказалась намного мудрее всех остальных женщин, если смогла удержать возле себя такого хитрого парня?
– Просто бывают моменты, когда я сам рад удерживаться. И не надо для этого прилагать каких-то особенных усилий. Мы точно так же, как и другие семьи, прошли разные стадии отношений. Тем более что мы – люди одной профессии, работаем в одном театре. Есть спектакли, где я – режиссер, а она – актриса. При этом дома с меня слетает вся режиссерско-диктаторская спесь, и я становлюсь совершенно беспомощным и инфантильным. Другое дело, что работа меня часто затягивает настолько, что я, приходя домой, продолжаю думать. Я могу не заметить, что жена сделала маникюр или купила новые сапоги, и пойму это только следующей осенью. И ей хватает мудрости и ума переживать такие моменты стойко.

– Вы амбициозный человек?
– Очень. Мне кажется, что я красив, талантлив и могу сделать что угодно. (Смеется.) Считаю, что необходимая доля лени, амбиций, заблуждений о себе являются той самой смесью, которая заставляет Удачу играть в моей команде. Был бы я чуть более трудолюбив, я бы не сделал половины того, что сделал. Очень боюсь, что когда-нибудь стану всепонимающим добряком, на все буду иметь собственное мнение, и меня трудно будет в чем-то убедить. Наверное, на этом мой творческий путь и закончится.

– Есть ли черта характера, с которой Вам постоянно приходится бороться?
– Я злопамятный. Это качество мешает мне жить, но я ничего с собой поделать не могу. Я не забуду ни одного слова, сказанного против меня. Мести с моей стороны не будет. К сожалению, в наше время нельзя вызвать обидчика на дуэль. Но у меня происходит очень внятный щелчок в мозгу, и в моей внутренней записной книжке сразу появляется галочка против этого человека. Потом человеку будет очень сложно перекрыть эту галочку, как бы он не старался. Меня может вывести из себя даже обычное опоздание актера на репетицию.

– Кого из известных людей хотелось бы сыграть?
– Я всегда удивлялся актерам, которые могут играть принцев. Мне кажется, это так скучно! Гораздо интереснее сыграть негодяя – разобрать его по винтикам, по крупинкам, почувствовать, как у него потеют ладони, когда он замышляет очередную пакость. Я, конечно, могу сказать, что хочу сыграть Наполеона, но, прежде всего, должен найтись режиссер, который увидит в тощем, длинном актере Устюгове маленького, коренастого корсиканца. На самом деле не важно, кого ты будешь играть: Хлестакова, Остапа Бендера или Емельяна Пугачева. Главное другое: чтобы рядом была надежная команда. Только в этом случае ты выйдешь на сцену и сыграешь кого угодно.

Наталья Светлогорова




Сайт управляется системой uCoz