Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

Наполним жизнь рок-н-роллом!

Сайт www.generationdotmos.ru, 26.02.2009 г.


У вас в руках билет с буквами РАМТ – Российский Академический Молодёжный Театр. И ярко-красная программка постановки. Вы пришли на «экстремальный театральный концерт» “Rock’n’Roll Life”, «посвященный первопроходцам рок-н-ролла». Первый звонок возвещает, что до начала остается около 15 минут...

Сразу отбросьте мысли о том, что вы увидите нечто драматическое. “Rock’n’Roll Life” – именно «театральный концерт», эти слова – не пустой звук. И еще, не делайте, пожалуйста, той ошибки, которую делают многие: увидев в программке список групп и ансамблей, которым посвящается концерт, не стоит полагать, что вы услышите cover-версии известных композиций “The Beatles”, “Led Zeppelin”, «Цветов», «Песняров» и других не менее именитых коллективов. “Rock’n’roll Life” – не набор ремейков, а выступление самобытной группы под названием «Моби Дик». Впервые со сцены РАМТа звучит рок-н-ролл в исполнении артистов театра.

Идея создать «театральный концерт», посвященный «первопроходцам рок-н-ролла» (как гласит программка), принадлежит заслуженному артисту России Алексею Веселкину (вокал, бас-гитара). Двумя другими участниками группы стали Александр Устюгов (гитара) и Андрей Сипин (ударные).

Действо открывается эффектным появлением Алексея Веселкина и Александра Устюгова. Предварительно создается атмосфера суеты большого города, движения транспорта по автостраде, так что «въезд» актеров на сцену на мотоцикле ложится на благодатную почву и выглядит предельно органично. На мой взгляд, мотоцикл – самая настоящая находка в этом концерте. Дело в том, что он – не просто транспорт, доставивший участников группы к зрителям, не элемент антуража (хотя мотоциклы всегда были, есть и, наверняка, будут неотъемлемой частью любого романтического образа), он в выступлении группы «Моби Дик» превратился в самый настоящий музыкальный инструмент. Использование мотоцикла в этом качестве было, во всяком случае для меня, неожиданностью и, стоит признаться, приятной.

Еще одним открытием постановщиков “Rock’n’Roll Life” стоит назвать зрительный зал. Дело в том, что до самого начала концерта для зрителей остается секретом, где и как они будут располагаться: место действия – Большая сцена, логично предположить, что каким-то образом будут сдвинуты и переоборудованы ряды. План зала, данный на официальном сайте РАМТа, тайну не раскрывает. Единственное, о чем точно можно судить по этому плану, это о том, что зрителей не так уж и много. Завеса приоткрывается, как только вы входите в зал, оборудованный с той стороны сцены, с которой обычно зритель ее не видит. То есть вы сидите лицом к зрительному залу, отделенному от вас белой полупрозрачной «растяжкой». Если помните, Моби Дик – имя белого кита из одноименного романа Германа Мелвилла. Так вот, в пиковые моменты выступления привычный зал слегка освещается, открывая тем самым в импровизированной сцене невиданную перспективу и глубину, подобную настоящей морской пучине. Так что вот уж действительно настоящий Моби Дик!

Концерт состоит из двух отделений и длится 2 часа. В первом отделении 9 композиций, во втором – 11 плюс бонус-треки. Пожалуй, единственный минус “Rock’n’Roll Life” в том, что начинается он довольно поздно – в 21:00. К сожалению, именно это послужило причиной преждевременного ухода некоторых зрителей – ведь кому-то долго добираться домой, да и транспорт иногда заканчивает ходить относительно рано.

Придя 18 февраля 2009 года в зал и заняв свое место, я первым делом достала фотоаппарат: известно же, что во время спектакля снимать нельзя, поэтому надо хоть что-то успеть запечатлеть, пока не прозвучал последний звонок. Однако вышедший на сцену Алексей Веселкин развеял опасения: «Можете делать все, что хотите – вставать танцевать, петь, кричать, фотографировать, в общем, делать все то, что в театре обычно не делают».

Очень понравилась свободная манера общения участников группы с залом. Они внимательно относятся к его настроению, отвечают на вопросы, задают их сами, острят. Причем заметно, что конферанс не подготовлен заранее.

Зрители, к слову, представляют собой весьма цветистый сплав. Тут можно встретить мужчин и женщин, желающих освежить в памяти времена рок-н-ролльной юности. К примеру, рядом со мной находилась дама, обратившаяся при виде танцующих под зажигательную музыку девчонок к соседке со словами «Не так танцуют!». Соседка усмехнулась и кивнула в знак согласия. На этом спектакле вполне можно увидеть и рафинированного интеллигента. Ну, а про молодых людей и говорить нечего... Хотя почему нет? Поразил своей забавностью диалог девчонок, сидевших неподалёку. В перерыве между отделениями можно было оставить свои пожелания-впечатления-благодарности в виде записок. Девушки яростно строчили что-то. И вдруг одна из них отвлеклась от своего занятия и совершенно искренне поинтересовалась: «А «на бис» пишется с одной «с» или с двумя?» В этот момент я не удержалась от мысленного выражения благодарности судьбе за то, что она все-таки задала этот вопрос, а не полагалась на собственную интуицию.

Очевидно, некоторые молодые люди и девушки были на «театральном концерте» не в первый раз, может быть, даже не во второй, ведь премьера “Rock’n’Roll Life” прошла в октябре 2008 года.

Во время концерта актеры переодеваются один раз. В первом отделении они – интересные герои, каждый со своим индивидуальным стилем. Во втором отделении эти герои перевоплощаются в рок-н-ролльных идолов: обувь на высокой платформе, белые костюмы, бакенбарды, коки...

Теперь подробнее об участниках группы...

Огромное спасибо Алексею Веселкину за концепцию “Rock’n’Roll Life”. Более того, в концерте звучат композиции, автором и аранжировщиком которых является он вместе с Владимиром Малаховым. К тому же, он еще и сам их исполняет, и исполняет с душой и самоотдачей! Видно, что для Алексея Веселкина «театральный концерт» – работа, созданная на энтузиазме.

Сильное впечатление произвел Андрей Сипин. Как выяснилось, не на меня одну: из зала раздался возглас «Барабанщик классный!». А ведь действительно классный. Кроме того, он сам написал барабанные партии для постановки. Еще Андрей Сипин является лауреатом Театральной премии «Чайка» в номинации «Ослепительный миг» за роль портье в замечательном спектакле РАМТа «Эраст Фандорин».

И, пожалуй, все, присутствовавшие на концерте 18 февраля, согласятся с тем, что Александр Устюгов, особенно в первом отделении, являл собой просто верх стиля. Увидеть его в очках, с довольно длинными волосами, сначала в костюме, а потом и в жилетке было несколько неожиданно. Моя соседка призналась, что еле-еле узнала актера, которого знает по его некоторым работам в сериалах. Я же видела Александра Устюгова и на театральных подмостках в спектаклях «Тень» (роль Теодора-Христиана) и «Идиот» по одноименному роману Ф.М.Достоевского (роль Парфёна Рогожина). Причем за работу в первом спектакле он стал обладателем премии фестиваля «Московские дебюты» и лауреатом премии «Чайка» в номинации «Злодей», а за роль во втором – совместно с партнершей по спектаклю Ириной Низиной лауреатом премии «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее». У меня работа Устюгова-актера и музыканта вызвала положительный отклик, теперь с большим интересом бы посмотрела срежиссированную им постановку «А зори здесь тихие…».

В качестве специального гостя концерта выступил Влад Погиба, исполнивший совместно с группой песню «Морской пехотинец».

Хочется дать еще один маленький совет. Если вы чувствуете, что эмоции начинают из плавных волн превращаться в настоящее цунами, не сдерживайтесь – потанцуйте, похлопайте, посвистите.
На мой взгляд, постановка «экстремального театрального концерта» “Rock’n’Roll Life” удалась. На протяжении всего выступления не пропадает чудесная атмосфера театра, смешиваясь с эффектными гитарными и барабанными партиями, а небольшой зал создает ощущение камерности и доверительности.

Вы пришли на “Rock’n”Roll Life”... И пускай «Моби Дик» – не профессиональные музыканты и певцы. Алексей Веселкин сам в конце выступления пригласил всех посетить и драматические постановки с участием членов группы. Они – профессиональные актеры, играющие ту музыку, которая им нравится. А когда человек получает удовольствие от того, что он делает, окружающим приятно вдвойне. Поэтому после концерта на лице играет улыбка, а в голове звучат зажигательные аккорды.

Если вы соскучились по «живому» звуку, вы любите рок-н-ролл и положительно относитесь к экспериментам и свободе на сцене, горите желанием увидеть замечательных актеров в новом амплуа, наконец, хотите получить заряд оптимизма и приятных эмоций, бегом в кассы Российского Академического Молодежного театра. Наполним жизнь рок-н-роллом!



Рок-н-РАМТ

Газета "Коммерсантъ" №201(4018), 06.11.2008 г.


У театров — свои меры по борьбе с кризисом. Чтобы привлечь ту часть аудитории, которая предпочитает театру рок-концерты, Молодежный театр устроил этот концерт в своих стенах и своими силами. Однако АЛЛЕ Ъ-ШЕНДЕРОВОЙ показалось, что смотреть на актеров, распевающих рок-н-ролл, куда интереснее, чем их слушать.

Артист Молодежного театра Алексей Веселкин писал музыку и песни с юности. Говорят, лет двадцать назад у него даже была своя рок-группа, но недолго. Теперь вполне успешный артист снова взял в руки бас-гитару и, призвав в помощники молодых коллег Александра Устюгова (гитара) и Андрея Сипина (ударные), устроил концерт из песен собственного сочинения. Свое трио они назвали "Моби Дик" (надувной белый кит проплыл в финале за занавесом), а концерт сыграли прямо на сцене РАМТа, усадив тут же и зрителей. Таким образом, за спиной у артистов оказался занавес, отделяющий сцену от пустого театрального зала (огромный, едва подсвеченный зрительный зал — зрелище само по себе впечатляющее). Алексей Веселкин и Александр Устюгов выехали к зрителям на ревущем мотоцикле, на занавес автор видеоинсталляций Максим Берестов не уставал проецировать всякую всячину — от конкретных видов Манхэттена и твистующей толпы 1950-х до абстрактных цветочков и мыльных пузырей. Все у этих театральных рокеров было как у настоящих, но концерт, срежиссированный Егором Товстоноговым, произвел впечатление доморощенной вечеринки.

У песен, написанных господином Веселкиным в соавторстве с Владимиром Малаховым, нехитрые мелодии и еще более нехитрые слова. Эти буги-вуги, твисты и блюзы милы легким сходством с ранними опусами "Песняров" или "Машины времени", а сладковатый стертый голос Веселкина (большинство песен он пел сам) — голос хорошего, правильного, но постаревшего мальчика.

В коротком первом отделении артисты, одетые в черные костюмы а-ля "Битлз", не баловали зрителей ничем, кроме скучных песен, показательных перепалок ("Саш, ну ты поговори мне тут",— отечески обрывал партнера господин Веселкин, всем своим видом показывая, кто здесь главный) и коротких просветительских баек о том, кто такой Сева Новгородцев и что такое бас Рикенбекер. Второе действие вышло оживленнее. Артисты сменили строгие черные костюмы на белые, взбили волосы, наклеили баки и явились к зрителю этакими шаржами на Элвиса Пресли. Градус в зрительном зале заметно поднялся, да и мелодии во второй части вечера звучали более лихие.

К чести господина Веселкина надо сказать, что самые забавные песни он доверил молодым коллегам. Зажигательный "Футбол" исполнил Александр Устюгов, голос у которого куда гуще и интереснее, чем у Веселкина. Фору лидеру группы дал даже вполне безголосый Андрей Сипин — сипло, зато удивительно смешно исполнивший "Говорят, застенчив я", аккомпанируя себе на маракасе и сорвав самые бурные аплодисменты за вечер.

Когда шум в зале утих, стало окончательно ясно, что зрители отправились на этот самодеятельный рок-концерт вовсе не за профессиональным вокалом и крутыми ритмами, а за остроумным шутовством, шармом и артистизмом.

Алла Шендерова



Rock'n'roll - послепремьерное

ЖЖ: pro-ramt.livejournal.com, 12.11.2008 г.


30 октября на сцене РАМТа впервые звучал рок-н-ролл. АЛЕКСЕЙ ВЕСЁЛКИН поделился впечатлениями от премьеры экстремального театрального концерта.


– Каковы впечатления от премьеры? Вам самому понравилось?
Алексей Весёлкин: Самому судить трудно. Если говорить объективно – мы прошли с минимальными потерями, потому что закончили мы репетировать в начале восьмого, вдруг перестал заводиться мотоцикл, еще что-то случилось, испуг был какой-то. Но я сказал, что надо сейчас сделать, потому что так бывает иногда: все вроде «валится», а выходишь и получается хорошо. И мне кажется, мы смогли все преодолеть, самое главное, преодолеть себя, потому что такого нерва до сих пор никто из нас не испытывал – ведь это совершенно другой для нас род деятельности.
Как прошло? Мне кажется, хорошо прошло. Но после концерта наступила такая усталость, пустота, какое-то даже полудепрессивное состояние, хочется дистанцироваться немного от театра, перевести дух, отдохнуть, но пока не получается.

– Спасибо Вам, что довели все же начатое до логического завершения, до премьеры...
А.В.: А у нас вариантов не было, надо было доводить. Но быстрее сделать было невозможно: серьезные спектакли делаются долго, а здесь работа была двойная. Во-первых, огромное количество музыкального текста надо было передать ребятам, и это было самым главным. Все, что было связано с постановкой, так или иначе кристаллизовалось, было в каких-то наметках, но куда идти было понятно. А все, что связано с прикладной техникой, с «банком памяти», прорыв в этом деле у нас довольно серьезный, но он занял огромное количество времени.

– Репертуар, насколько я знаю, состоит из песен группы, с которой Вы раньше играли?
А.В.: Процентов 10 из этих песен действительно звучали, а остальные были написаны и брошены или вовсе не дописаны, я дописывал. Еще пришлось все песни переаранжировывать, потому что хоть в той группе у нас было тоже три человека, но там я играл на соло-гитаре, а здесь играю на басе. Мне было интересно освоить новый инструмент, а Саше Устюгову нужно было слегка упростить партии.

– Вы играли рок-н-ролл на театральной сцене – необычное чувство?
А.В.: Чувство необычное, потому что сцена хранит в себе какую-то энергетику, на ней было все, балет был, а рок-н-ролла не было. Можно было бы, наверное, войти в некое энергетическое противоречие, но в данной ситуации все произошло достаточно органично. Мы изначально настроились на то, что хотя это и рок-н-ролл в чистом виде, но он уже достаточно дистанцирован от того, что происходит на эстраде сейчас. Он сам уже стал неким театральным жанром – такое воспоминание о рок-н-ролле. И мне кажется, очень правильно, что это происходит именно на театральной сцене. Идея была случайной, но сейчас в этом есть какая-то метафора. Игра на стыке жанров, когда за спиной – зрительный зал.
Самая главная наша задача – и моя идея – состояла в том, чтобы максимально оторвать это действо от современных ассоциаций. Я совершенно уверен в том, что рок-н-ролла как культуры уже не существует. Существуют интерпретации и некий коммерческий пласт, но как идеология, мода, способ жизни его уже нет. Это нормально: все развивается по синусоиде – пик, спад, уход – такова диалектика. Просто это было настолько ярко, что кажется близким, а оно давно ушло. На мой взгляд, по-настоящему все закончилось году в 1975-м. Тогда совпало несколько векторов, связанных с поиском звука, с поколением – носителями этой культуры были всего два, а может и полтора поколения, - а дальше появлялись люди, которые интерпретировали, подхватывали… Это ведь надо было родиться в такое время: первый спутник, если говорить о Пресли, космос, новое кино, мини-юбки, стереозапись, электрические приборы какие-то новые, машины совсем другие. И все это вместе создало некое электрическое поле, а сейчас этого поля нет.

– В одном из сетевых отзывов заметили, что к такой музыке не очень подходит русский язык. А Вы как считаете?
А.В.: Может быть, и не подходит. Но я еще со школы – хотя я учился в английской школе – хотел играть эту музыку. И русский язык тогда был неким поступком: все пели или на английском языке, или что-то перепевали. А если пели на русском, то музыка была достаточно примитивна. Не случайно мы не посвятили наш концерт той же «Машине времени» или «Воскресенью» - их музыка для меня более бардовая.
Возвращаясь к текстам, с одной стороны, хотелось, чтобы тебя понимали, потому что это был поступок, а с другой стороны, к этому русскому языку надо было бы вроде другую музыку, а этого тоже не хотелось, потому что мы были буквально отравлены той музыкой. Я помню свои впечатления, когда я впервые услышал Led Zeppelin, Cream, The Who, и невозможно уже было расстаться ни с этой музыкой, ни с текстом, который она рождала.
На самом деле, если кому-то текст не подходит, ничего страшного в этом нет, даже если половину этого текста вообще не слышно – неважно, рок-н-ролл в первую очередь транслирует энергетику. Если ее нет, то будь там хоть трижды английские тексты, это не рок-н-ролл, это вилы! Например, когда Rolling Stones пришли в студию записываться, они 4 часа вообще не могли ничего сыграть: не было аудитории и им просто не за что было зацепиться.

– Ваш конферанс – это чистая импровизация или что-то прописано в сценарии?
А.В.: Нет, там ничего не прописано. Определены точки, где мы выходим и можем говорить.

– То есть каждый концерт – неповторим?
А.В.: Ну да. Начало продумано, от него нужно оттолкнуться, а все остальное – живое, и в этом весь интерес. Жесткая световая и музыкальная партитура, а внутри – живое. Если возвращаться к театру, мы как комедия дель арте: мы маски, которые могут между песнями что-то себе позволять. Но это очень тонкая вещь: не каждый может вовремя что-то сказать или пошутить. Хотя вот у Андрея микрофоны только на барабанах, никто не рассчитывал, что он вообще что-то говорить будет.




Сайт управляется системой uCoz