Главная Новости Кино Театр Фото Пресса Видео

Ученый и его Тень

"Новгородские ведомости", 04.06.2005 г.


Беседа с актерами РАМТ Александром Устюговым и Сергеем Рябцевым.

– Ребята, вы - недавние выпускники театральных училищ, но сегодня уже снимаетесь в сериалах, телефильмах, играете в одном из известнейших российских театров - в РАМТе. Правда ли, что сегодня новым "незасвеченным" лицам легче получить роли в кино?
А.Устюгов: Лично мне дорога на экран и на сцену ровной не показалась. Родом я из Экибастуза (Казахстан). Родители к актерской профессии отношения не имеют. Мама - педагог, папа - столяр. В детстве мечтал стать космонавтом, но со школы в творчество ударился: увлекался игрой на гитаре, даже пытался собрать группу, участвовал в самодеятельности, репетировал в городском народном театре... Когда семья переехала в Омск, устроился в Театр юного зрителя. Сначала осветителем, потом актером стал. И вроде все у меня получалось, думал, и в московский театральный вуз поступлю без проблем. Ан нет. Много неудачных попыток было, но руки я не опускал. Так, в итоге, оказался в Щукинском училище... Помнится, сам Владимир Этуш экзамены принимал.
C.Рябцев: А я из Подмосковья. Как бы не пугала пресса коррумпированностью театров, засильем стариков на сцене, на самом деле пробиться не так уж и сложно. В актерской профессии все дело случая, хотя и артистические способности нельзя со счетов сбрасывать. Я вот с первого раза поступил в театральное училище имени Щепкина (курс Владимира Сафронова), хотя думал, что с треском провалюсь, сразу стал старостой группы, сразу взяли в спектакли... Все благодаря его величеству Случаю.

– Сергей, в знаменитый сериал "Бедная Настя" тоже случайно попали? Кого там играли?
C.Рябцев: Я там снялся только в нескольких эпизодах. Попал действительно случайно. Я тогда с гастролей ехал, звонит мне наш с Петькой Красиловым (он в "Бедной Насте" Андрея Репнина играл) преподаватель из "Щепки" Андрей Рыклин и говорит: "Нужно подраться с Петрухой, сделаешь?". Я отвечаю, мол, хоть сейчас. "Чудно, тогда приезжай", - услышал я в телефонной трубке и помчался на съемочную площадку. Приехал. А дальше - камера, мотор, снято! У меня в руках была шпага, а у Петьки - винтовка. Фехтовальный номер, на мой взгляд, удался!

– Так вы, оказывается, еще и фехтуете, не прибегая к помощи дублера?
C.Рябцев: Проговорился... Вообще, я не люблю хвастаться. У меня уже был опыт работы со шпагой в спектакле "POINT d'HONNEURE" - "Точка чести", поставленном тем же Андреем Рыклиным. Это спектакль о поединке. Там играют, фехтуют и танцуют молодые актеры из разных московских театров.

– В каких спектаклях и кинолентах вас еще может увидеть российский зритель?
А.Устюгов: В спектакле "Идиот" по Федору Достоевскому играю Парфена Рогожина. Думаю, тут комментарии не требуются. Потом, главврача, выясняющего причины самоубийства наркомана, в спектакле "Роман с кокаином", поставленном по одноименному скандальному роману с элементами детектива неизвестного автора, скрывающегося под псевдонимом М. Агеев (литературоведы до сих пор не пришли к единодушному мнению, кто это - Е.С.). Снимаюсь в телесериале "Ментовские войны", часть серий которого уже транслировалась на НТВ. Я там в одной из главных ролей - капитан милиции, исполняющий обязанности начальника по расследованию убийств питерского уголовного розыска, Шилов Роман Георгиевич.
C.Рябцев: В кино у меня есть еще маленький эпизод в фильме "Время собирать камни", посвященном 60-летию Победы. Его в канун праздника по Первому каналу показывали. История такова: 1945 год, солдаты фашистской армии оставили кучу мин на советской территории, чтобы их обезвредить, отправляется наш сапер вместе с немцем... Шикарный актерский состав: Владимир Вдовиченков, известный по "Бумеру", Ольга Красько, снявшаяся в "Турецком гамбите"... Я в картине переводчика играл, да так заигрался, что немецкий язык выучил. Вообще, я в фильмах сейчас не так много снимаюсь, у меня помимо театра и кино другие интересы.

– Какие же?
C.Рябцев: Я еще каскадером работаю.

– С этого момента поподробнее... C.Рябцев: Приходилось и падать с 10 метров вниз головой, и гореть, меня взрывали, убивали... Да, у меня есть определенная подготовка, много занимался спортом, владею восточными единоборствами.

– Я смотрю, роли у вас обоих как в театре, так и в кино, самые разнообразные. Скажите, а от своих героев вы заимствуете какие-то качества, черты характера?
С.Рябцев: То есть если мой герой застрелит человека, значит, и мне тоже надо?! Нет, какие бы ни были острохарактерные роли, где-то глубоко в тебе есть хоть крупица героя, которого ты должен сыграть, и ты должен ее просто достать из недр. Это как зернышко, и, если поливать его, оно превратится, может быть, в деревце...
А.Устюгов: Изображать либо бандита, либо опера, либо пай-мальчика - все это часть работы. В реальной жизни с криминальными авторитетами, к счастью, сталкиваться не приходилось. Пока. Заимствую ли я от героев их черты? Трудно сказать. Возьмем, например, "Ментовские войны". Большинство настоящих, не киношных, служителей закона называют этот телесериал максимально реалистичным. Однажды мне даже комплимент сделали, мол, я чуть ли не единственный из всех героев сериалов типа "Бандитский Петербург" и "Улицы разбитых фонарей", кого можно назвать "настоящий мент".

– Мне же показалось, что Шилов как раз не очень-то напоминает нынешнего милиционера: он хорошо одевается, любит вкусную еду и дорогую выпивку...
А.Устюгов: ...А еще нравится женщинам и внушает уважение мужчинам. Внешние данные и манеры - не повод сомневаться в компетентности моего героя. Его ценят не только коллеги, но представители криминального мира, именно с ним стараются иметь дело в сложных ситуациях. Может, называя меня "настоящим ментом", люди и преувеличивают, но ведь, по их мнению, я, прежде чем сыграть Шилова, какое-то время проработал в правоохранительных органах.

– Может, вы от нас скрываете бывшую милицейскую профессию?
А.Устюгов: (Смеется). Нет, конечно. Просто на съемках "Ментовских войн" у нас много опытных консультантов в погонах было.

– В спектакле "Тень", поставленном по одноименному произведению Евгения Шварца, вы оба играете главные роли. В прессе эта постановка вызвала неоднозначную реакцию: одни ее хвалили, другие разнесли в пух и прах. А как вы оцениваете свою актерскую работу?
С.Рябцев: Сложно было. Я там играю Ученого, человека от которого сбежала Тень. Хотя, в принципе, по сюжету Шварца, в этом побеге есть и вина моего героя. Ученый сам попросил Тень охранять свою возлюбленную, быть с ней всегда рядом. Герой-Тень воспринял это настолько буквально, что всеми правдами и неправдами проник в окружение любимой - царской особы, и в итоге отбил у Ученого девушку. Знаете, раньше в постановках "Тени" по Шварцу роли Тени и Ученого играл один человек. Это логично. Но режиссер версии РАМТа Юрий Еремин разделил эти сущности. В итоге мне досталась роль не столько трудная в техническом плане (Саше синхронно дублировать мои движения гораздо сложнее), сколько заковыристая в содержательном смысле. Я должен играть положительного героя. Ох, как это не легко дается! Согласитесь, слащавая физиономия, занудное нытье вроде "Я такой хороший, а все вокруг строят козни, на меня ополчились, пожалейте беднягу..." на зрителя действует не только как снотворное, но и, как ложка дегтя в бочке меда, оставляет негативное впечатление от всего спектакля в целом. Поэтому найти экстранеординарный подход в изображении эдакого идеального парня без недостатков - на мой взгляд, одна из первостепенных задач актера.
А.Устюгов: Персонаж Тень, которого играю я, стал частью меня. Антигерой всегда привлекает больше внимания, чем сам герой. Вспомним убийцу, героя Жана Рено из "Леона", Крестного отца... Может, поэтому Тень понравилась зрителям больше.

– Кстати, именно за роль Тени вас, Александр, наградили премией "Чайка". Более того, на столичном театральном фестивале "Московские дебюты" Александр Устюгов признан лучшим молодым актером. Слава не окрыляет?
А.Устюгов: Успех важен для любого актера, потому что это какой-то стимул, удовлетворение своих амбиций. Сыграл хорошо - сам себя похвалил. Сыграл спектакль плохо, к тебе подходят девочки с цветами, а тебе стыдно. Кроме того, всякое звание накладывает ответственность. Ты начинаешь говорить себе: "Ты же обладатель "Чайки"! Ты не можешь лопухнуться".

– А вас, Сергей, некоторые театральные критики сразу после спектакля "Эраст Фандорин", поставленного в РАМТе по "Азазелю" Бориса Акунина, окрестили Многоликим Янусом. Помнится, в древнегреческой мифологии это был одновременно хитрый бог лжи и бог - проводник в мир знаний и науки. Как думаете, что имели в виду критики?
C.Рябцев: Мне что-то не верится, что, называя меня Многоликим Янусом, столичные рецензенты учитывали античную мифологию. Дело тут в другом. Объясню. Я в спектакле "Эраст Фандорин" играю несколько ролей: Клауса, которого убивает главный герой, старичка из игорного дома, я также задействован в мелких эпизодах. Приходится много переодеваться, гримироваться, сооружать на голове новые прически... Так что мое истинное лицо практически невозможно увидеть. Получается, что по времени на сцене я присутствую больше Фандорина.

– Неужели даже самый внимательный зритель не заметил подмены?
C.Рябцев: В этом как раз и заключается мастерство актера. Грим должен быть высокопрофессиональным, чтобы зритель не мог просечь, что под той или иной маской один актер.

– Многие говорят, что актер обязан играть и в кино, и в театре. Вы как считаете?
А.Устюгов: Безусловно, нужно играть в театре. Потому что театр - это профессия, а кино - это все-таки больше искусство режиссера, монтажера, оператора... Актер там не на первом месте. В кино можно артиста закрыть, перекрыть другим планом, переозвучить. В театре это невозможно. В кино и в театре очень разная специфика и стилистика работы. В кино главное - крупный план, мимика, глаза, например. В театре же важна каждая деталь, независимо, крупная она или нет. C.Рябцев: По мне, съемочный процесс - он долгий, нудный, затянутый, где-то скучный, правда, нельзя сказать, что малоинтересный. В театре все по-другому, в спектакле ты каждый раз пытаешься сделать что-то новое, найти удачный ход, чтобы твой герой, которого ты играешь на сцене, оказался точным двойником "книжного" персонажа, находящегося в сознании зрителя.

– Алексей Бородин, худрук РАМТа, время от времени приглашает для работы над спектаклями режиссеров со стороны. Как актеры к этому относятся?
Оба: Мы не против этого. Театру нужна свежая кровь, свежие мысли, новые люди. Это здорово.

– Случались ли какие-то затяжные творческие кризисы, может, роль никак не давалась?
C.Рябцев: Каждая роль сопротивляется постоянно.

– Кого мечтаете сыграть?
Оба: Самый страшный вопрос. Вряд ли сейчас сможем ответить на него.

– Хватает времени на личную жизнь?
А.Устюгов: А как же!
C.Рябцев: Я стараюсь все делать так, чтобы хватало. Нужно, чтобы хватало.

Елена Савирова




Сайт управляется системой uCoz